Поиск по блогу

19 октября 2010 г.

Пастернак, мангольд и другие редкие фамилии

Этим летом на своей сборносоляночной зеленной грядке я посадила среди прочего мангольд, который выращивала в течение одного или двух сезонов черт знает сколько лет назад, и пастернак, который не выращивала никогда.


Пастернак — растение семейства сельдерейных. Сажают его примерно по тем же правилам, что и морковь, только созревает он чуть дольше, поэтому уборку можно отложить до октября. В пищу используют корнеплод — большой, белый, похожий на гигантскую петрушку. По вкусу и запаху пастернак действительно напоминает петрушку или сельдерей, но гораздо нежнее. Натертый и спассерованный корень пастернака приобретает ореховый аромат. Он прекрасен в овощных супах и рагу, можно запекать его целиком, главное — сырым не есть.
Кроме того, пастернак незаменим для диетического и лечебного питания из-за высокого содержания минеральных веществ (калий, фосфор, кремний), микроэлементов (железо, цинк, медь), витаминов группы B, C и PP, ферментов и эфирных масел. Содержит много легкоусвояемых углеводов.
Листья и стебли пастернака можно добавлять для запаха при варке бульона и при консервировании. Когда я этой осенью мариновала грибы, при отваривании кидала в кастрюлю стебли пастернака, а листья укладывала в банки вместе с чесноком, укропом, листьями хрена, смородины и вишни.

Мангольд, или листовая свекла, принадлежит к семейству маревых. Его возделывают ради крупных листьев и широких мясистых черешков. В зависимости от сорта черешки могут быть разых цветов — красные, желтые, белые. Молодые листья можно резать в салаты сырыми или добавлять в супы, черешки подлежат обязательному отвариванию или пассерованию.
Сажают мангольд так же как свеклу, разве что он менее требователен к рыхлости почвы: уродливый корнеплод у свеклы — это плохо, а у мангольда — все равно.

Пастернак одно время сажала у себя на участке моя тетушка. Урожаем она со мной поделилась, я варила пастернак на детское пюре, смешивая его с морковкой, и помню, что ребенку эта еда очень нравилась. Поэтому, когда при покупке семян мне попались пакетики с пастернаком, я купила его не раздумывая.
С мангольдом получилось веселее: пакет семян, в котором таится смесь сортов с разноцветными черешками, до сих пор лежит нераспечатанный. А после посевной выяснилось, что в пакетике с семенами круглоплодной свеклы "Детройт" оказалась пересортица, да еще какая! Поначалу я даже не поняла, что это за свекла с крупными зелеными листьями и толстыми белыми черешками. Потом доперло: ба, да это ж мангольд!

Оба этих растения я оценила по достоинству, и выращивать их мне очень понравилось. И мангольд, и пастернак достаточно неприхотливы и весьма урожайны. Мангольд прекрасно заменяет капусту в летних щах и борщах. И при этом неиллюзорно экономит силы и время — не забываем, что капусту едят все кому не лень, не гусеница, так блошка, и чтобы уберечь ее от разорения, надо буквально ночевать на грядках. А на мангольд покушаются только слизни, да и то вяло. Так это же прекрасно — нам больше достанется. В сентябре к нам на дачу приезжали друзья и я выдернула им на пробу куст мангольда — на щи. Щи произвели фурор; все идет к тому, что следующим летом мангольд пропишется еще на одном участке.
Пастернак же занимает на моей кухне приблизительно ту же пищевую нишу, что и корневой сельдерей. Но вот незадача: корней от своего сельдерея я так ни разу и не дождалась. Вырастает мощная розетка листьев, а вместо корнеплода — небольшая разветвленная во все стороны "пятерня". С пастернаком таких проблем не возникло.
Не исключено, конечно, что люди на форумах правду говорят, и сорт "Яблочный", который мы сажаем из года в год, давно уже не тот, что прежде, и корневым его можно назвать лишь с большой натяжкой. Что ж, я уже прикупила на пробу семена корневого сельдерея неизведанного сорта "Юдинка", посмотрим, как он себя покажет. Но пастернак как надежную страховку посею обязательно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий