Поиск по блогу

5 октября 2011 г.

Сезон 2011: итоги (часть 1)

Тыква "Даная" и безымянная
картошка
Как я уже сказала, лето 2011 года прошло с переменным успехом. Впрочем, у меня так всегда. Добиваться стабильно высоких урожаев по всем культурам из года в год у меня пока не получается, поэтому хватает и радостей, и огорчений. Понятно, что в основе каждого огорчения лежит мой же недочет, однако смею надеяться, что и причиной каждой радости стало то, что в данном конкретном случае я все сделала правильно (ну, или почти все).
С корнеплодами вышло не ахти — за исключением, пожалуй, редиски, которой было хоть и немного, зато вкусная и сочная. Сеяла я поздно и наспех, из-за этого, скажем, морковка была в последнюю минуту вывалена в бороздки уже намоченными семенами катастрофически густо, прореживанием я особо не заморачивалась, так что по итогу выросла сплошная мелкая мелочь. Хотя и очень вкусная. В суп бросить хватает, а хранить мне ее в любом случае негде, практически все мои посадки — только на еду в течение сезона и осенью.
Бодрый мангольд.
Посередине — немного свеклы
То же и со свеклой — бросала куда попало, потом перетаскивала-пересаживала, в итоге ее совсем мало и мелкая (в прошлом году была лучше). Зато не подвел мангольд — листья лопушатся в полный рост, в супах они просто великолепны. А мангольдовые черешки мне все-таки не нравятся, вот беда. Замариновала их — надеюсь, таким образом удастся решить проблему наших вкусовых взаимоотношений;).
Симпатично взошла скорцонера, а потом пропала. Может, кто-то сожрал? При уборке оставшейся моркови нашлось штук пять тонюсеньких, как крысиные хвостики, корнеплодиков. В супчик, в супчик. И на будущее — ни в коем случае не загущать!
Абсолютно и тотально обидел меня этим летом "Борис Леонидыч" — в смысле, пастернак. Из двух пакетов двух сортов соизволило прорасти одно-единственное семечко. Одно. Знаю, что пастернак очень недолго сохраняет всхожесть, но чтобы так меня продинамить! Ладно, один пакетик был прошлогодний, но второй-то куплен минувшей зимой! Тяжелая потеря для моего стола. Зато стоило сменить сорт корневого сельдерея, как сразу стало понятно, почему он называется корневым. Даже при полном отсутствии ухода у растений "Юдинки", в отличие от вышедшего в тираж "Яблочного", заметен вполне себе толстенький корень, что не может не радовать.
Из зелени из года в год стабильно не растет укроп. Какого черта ему нужно, я не понимаю. Петрушку и кинзу даже сеять не стала. А вот базилик на грядке со сладким перцем пышно кустился и радовал глаз, нос, язык и желудок. Потихоньку начала перетаскивать кустики с корнями в Москву: высадить в горшки, обрезать, и тот, кто выживет, будет расти себе дальше на окне.
Опять-таки стабильно "минус огурцы". Посеянные рано — не всходят, если всходят — их тут же сжирают улитки; то, что посеяно на рассаду в кассеты, всходит, но либо засыхает, либо вымокает, либо это сжирают кошки и те же улитки; примерно раза с третьего, во второй половине июля, я наконец высаживаю кондиционную рассаду в более подходящее место, в конце августа начинаю снимать единичные огурчики, на плетях появляется куча завязей... и тут начинается традиционное августовское похолодание с дождями и ночной температурой максимум 9 градусов, и обалдевшие от такого вероломства огурцы прекращают рост. Упс. На днях ликвидировала отмершие плети, сняла четыре огурца. И на том спасибо.
(Я знаю, что у этой моей проблемы есть решение, и называется оно "теплая грядка". Именно сооружением теплых грядок я озадачилась текущей осенью, и кажется, погода позволяет мне до конца октября понаделать их с десяток — это немного на самом деле, грядочки у меня крошечные, не длинее трех метров. Ну или хотя бы пять — на теплом месте у южной стены.)
Примерно таким же макаром меня продинамили нынче дыни и арбузы. Холодноваты были у них посадочные места, холодноваты. Теплая грядка и здесь должна спасти блудную дочь русского огородничества, однозначно.
"Даная" прячется
Радует тыква. Хотя посадила я всего два сорта по три растения. Кстати, заметно, как влияют условия выращивания: первый сорт, голосемянная "Даная", разместился на месте бывшей фекальной ямы, в которую два года назад мы выливали сортирное ведро, пересыпая все это богатство опилками и поливая "Байкалом". Еще год ямка простояла закиданной землей. Посаженные там растения поначалу особо не отличалась от другого сорта, разве что формой листьев, но когда корни достигли компоста, зеленка начала нарастать взрывообразно. С плетей "Данаи" я сняла восемь больших тыкв, одну средненькую — и еще как минимум одна такая же обнаружилась в зарослях с другого конца тыквенной плантации, ждет уборки, — и пяток мелких, размером с крупное яблоко. Самая первая тыква, увы, по непонятным причинам скисла прямо на растении — видимо, где-то наколола себе шкурку. Вторую мы съели, остальные (кроме самых последних) неделю после съема лежали на солнечной террасе и румянили себе бока — это с прицелом на то, чтобы типа хранились подольше.
Голых семян, к слову, не получилось — хоть моя "Даная" и зацвела намного раньше соседствующей с ней "Жемчужины" (та росла просто в земле, безо всяких там фекалий, и развивалась поначалу заметно медленнее), однако на шести сотках особо не спрячешься, и какой-то мохнатый шмель, по ходу, занес на жаждущий любви пестик чуждую пыльцу с соседских покрытосемянных тычинок. Семена получились в шкурке, но шкурка очень мягкая и нежная, съедобная - по крайней мере, у молодой тыквы. Теперь понимаю: сказано — изолировать, значит, надо изолировать наглухо, на цветы надевать презервативы из марли или капроновых носков, а работу шмеля выполнять самостоятельно;)) Хотя я не жалуюсь, тыква и сама по себе вкусная — очень нежная, как кабачок, и в то же время по-тыквенному нажористая.
"Жемчужина" — поздний сорт разновидности "баттернат", то есть ореховой тыквы. Это такая булавовидная штука, у которой семена расположены только в утолщенной части плода, а вся длинная "шейка" до плодоножки — сплошное "мясо". Силу набирала, как я уже сказала, долго, потом внезапно жахнула зеленкой, выстрелив плети на метры вокруг, и начала цвести и завязываться. Однако сняла я только одну "жемчужину". Надеюсь, конечно, что в тыквенных джунглях для меня найдется еще "открытий чудных" — пусть и в виде мелочи, чтобы немедленно съесть.
Огородные друзья
"Гоша" и "Ванюша"
С кабачками вышла такая же лажа, как и с огурцами, но они ребята более выносливые за счет общей крепости куста, поэтому своих кабачков я в этом году все-таки поем. Что меня повеселило: я высадила в заполненную землей автомобильную покрышку один кабачок по имени "Ванюша" и один патиссон по имени "Гоша". И нет бы им расползтись друг от друга в разные стороны — ну, чтобы освещаться лучше и друг другу не мешать. Как бы не так! Эти два огородных нетрадиционала сидят, буквально "обнявшись крепче двух друзей", просто в косичку сплелись, не поймешь, где чьи листья. Вот чего они, а? Ну, раз такое дело, пожалуй, буду и дальше их рядом сажать.
Задавил...
Попробовала посадить лук "Эксибишен", у которого головки должны вырастать по полкило (до килограмма, на самом деле). Вырастила рассадку, повтыкала в грядку, все чудесно прижилось. Но рядом я посадила штук пять или шесть помидорных кустиков — ну некуда было их девать! А помидор зверь такой — он как лисичка в лубяной избушке, сначала сам на лавочку, хвостик под лавочку, а потом так рассупонивается и расталдыкивается во все стороны, что кого не придавит, того затенит. Вот и выросли мои "Эксибишены" маленькие-премаленькие... Зато вкусные-превкусные — сладкие, сочные, душистые. Обязательно нужна отдельная грядка для лука, а мелочь можно и под зиму посадить.
Чеснок. Головка любимого
формата — четырехзубка
И самая большая радость — чеснок! Так получилось, что мы много лет были без своего чеснока, а в прошлом году я наконец-то купила на развод несколько головок правильного местного сорта. Посадила в конце сентября в грядку из-под помидоров, укрыла соломой. Чеснок по весне замечательно взошел, раза два или три в июне я его полила и подкормила раствором зеленого удобрения, а больше не делала с ним ничего. В августе убрала. Чеснок отличный — крупные головки с четырьмя-пятью зубцами, плотный, ядреный, просто ах! Самые крупные и красивые головки оставила для посадки. Плюс еще на четырех или пяти растениях я не выламывала стрелки, оставила соцветия для контроля. Эти бульбочки тоже под высадку.

1 комментарий:

  1. Интересно!
    Но нужно больше фото!!!
    Атак маладцом!

    ОтветитьУдалить