Поиск по блогу

26 ноября 2012 г.

Ноябрь: конец огородного сезона

А на следующий день пошел снег
Осень в этом году была почти прекрасной — долгая и теплая. Собственно, недостаток был только один: бесконечные дожди. Хотя это только для меня недостаток, потому что я почти ничего не успела сделать, а для растений пожалуй что и достоинство. Все деревья и кусты на участке получили обильнейший влагозаряжающий полив перед зимой. Это тем более ценно, что в октябре у нас в СНТ отключают воду и вся надежда только на дожди. К тому же яблони сильно болели и у нас, и у соседей, и я заранее переживаю из-за того, как они перенесут зиму. Надеюсь, что благодаря дождям они не уйдут на зимовку совсем уж ослабленными.



Болтушка из глины и навоза
лечит кору и защищает
от перепадов температур
Для яблонь я приготовила волшебную болтушку из навоза и глины. На прошлых выходных успела обмазать два дерева, надеялась продолжить в следующий приезд, но... в субботу обнаружила, что болтушка в корыте надежно замерзла. Пришла зима.

Теперь у меня, собственно, есть два варианта: либо оставить возню с болтушкой до весны, а оставшиеся необработанными деревья ближе к середине зимы просто побелить (побелкой я запаслась), либо попробовать болтушку как-то разогреть и все-таки обработать другие деревья. А весной повторить:)

Успела почистить перед зимой несколько грядок. По опыту последних нескольких лет могу сказать, что политика совсем уж минимального инструментального вмешательства на моем участке не работает. А причина одна: безблагодатность СНЫТЬ! Из того, что растет в наших краях, это самый мощный агрессор. Второе место уверенно держит крапива. Остальная травка-муравка просто детский сад по сравнению со снытью.

Вот так разрастается сныть

«Я, как пришел, сразу за дрЭль!»
И вот тут для меня очередным откровением стал культиватор "Торнадо". В этом сезоне я им поработала, впечатления остались самые хорошие. Во-первых, конечно, снижается нагрузка на спину — хотя все равно надо следить за собой, когда вытаскиваешь из грядки инструмент с кучей корней и комом земли. Если переусердствовать, можно запросто сорвать поясницу, так что тащить надо медленно, раскачивая всю конструкцию из стороны в сторону, а землю постараться максимально стряхнуть. Или даже так: вкрутить — покачать, чтобы корни выдернулись, а земля разрыхлилась, — и выкрутить инструмент, а дальше вооружиться маленьким ручным культиватором, у которого с одной стороны тяпка, а с другой три длинных крепких зуба (очень удобная штука, моя любимая), и потихоньку вытаскивать корни.

Во-вторых, вытаскивает корни "Торнадо" действительно здорово. В отличие от лопаты, которая их просто режет (а сныть этому только рада). Часть корней, конечно, обрывается, но с перекопкой просто не сравнить. К слову, плоскорез в моей ситуации, как выяснилось, не спасает: он тоже режет корни, а кроме того, основная масса корней сныти лежит глубже, чем достает зуб плоскореза. Про "Торнадо" часто говорят, что он не перемешивает почвенные слои — ну, тут я не соглашусь, конечно, перемешивает, когда вытаскивает корни с землей на поверхность. Но с лопатой опять-таки не сравнить! Короче говоря, лопату на участке я уже давно использую только по прямому назначению: для рытья ям. А для обработки почвы есть совсем другие инструменты.

На обработанных грядках я неделю назад посеяла под зиму репчатый лук и салат. Пакетики были уже открытые, так что всхожесть до весны могла и так потеряться, особенно у лука. А теперь вроде бы все при деле. Взойдут — отлично, не взойдут — не до такой степени обидно, как при отказе весенних посевов. Кроме лука и салата, воткнула в грядку несколько семян катрана двух сортов. Это уже третья попытка посадки катрана, первые две не удались, но я не теряю надежды. Из цветов посеяла космею, когда (если) взойдет, пересажу ее в палисадник.

Середина ноября, а горчице хоть бы хны
Порадовали стойкие оловянные солдатики — листовая горчица, репа и сельдерей. В прошлый мой приезд, несмотря на то что заморозки были уже неоднократно, растения стояли бодрые и зеленые. Но календарь намекал на неминуемую зиму, так что я повыдергала оставшуюся мелкую репку, срезала горчицу и несколько сельдерейных веточек. Сельдерей, пожалуй, можно будет и замерзший при желании выкопать из-под снега и отправить в суп.

К этим выходным земля замерзла, так что дальнейшую подготовку грядок и расчистку клумб пришлось отложить до весны. Жаль, что не успела посеять те цветы, которые требуют стратификации, всегда лучше проводить ее естественным путем. Но ничего не поделаешь, остается балкон и холодильник. Походила по участку, повздыхала, взяла в руки секатор и принялась вырезать сухие палки от топинамбура и прочую лишнюю поросль. Надо сказать, что такие косметические работы я всегда откладываю на самый отдаленный "потом", как некритичные непосредственно для урожая. А вот на сей раз немножко понаводила марафет, раз уж погода всячески этому способствовала. В следующий раз, если не наметет сугробов по колено, продолжу. Но сегодня пошел снег, так что, может, и будут сугробы.

Поживем — увидим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий