Поиск по блогу

3 марта 2010 г.

Дезинфекция почвы: пропаривание или промораживание?

В этом году, готовясь к ранним посевам томатов и перца, я смешала готовый грунт из пакета с подготовленным летом домашним компостом из спитого чая и кофе. Собралась оставить на несколько дней, чтобы земля «ожила» и размножились полезные почвенные микроорганизмы, и тут заметила вьющихся над тазом с землей крошечных мошек. С этой напастью я уже была знакома. Насекомое называется грибной комарик, или сциарида. Появляется эта гадость вместе с зараженным покупным грунтом на основе торфа. Личинки грибных комариков могут очень навредить тонким корням, а для совсем юных росточков это просто гибель. Помню, как лет 15 назад я купила английские семена бегонии, цветы должны были быть очень красивыми. Семена исправно взошли, но покупная земля оказалась заражена сциаридой. Другую рассаду мне частично удалось спасти, а с бегонией был просто ужас. Каждое утро я видела, как на месте крошечных зеленых росточков появляются все новые маленькие дырочки. Личинки просто утаскивали нежные растеньица в землю, а я ничего не могла сделать. Поливала землю раствором марганцовки — никакого толку. Так и осталась без красавицы бегонии. И вот опять у меня появились эти вредители. Надо было что-то делать. Часто встречается совет пропаривать почву для рассады в духовке или на плите, и многие огородники этому совету следуют. Я и сама как-то раз пробовала пропаривать грунт в духовке. Честно скажу: никакого эффекта не заметила, у отдельных сеянцев помидоров впоследствии все равно почернели ноги, а о самой процедуре остались воспоминания как о чем-то жутко трудоемком. Подходящей металлической тары у меня не было, я насыпала землю в разрезанные вдоль молочные пакеты, они начали подгорать по краям… Одним словом, грязь, запах и ощущение бессмысленно проделанной тяжелой работы. Больше я ничего не пропаривала — было просто лень. А позже узнала, что это еще и вредно — такая варварская процедура, как пропаривание земли в духовке или проливание кипятком, уничтожает полезные почвенные микроорганизмы. И как справляться рассаде без поддержки дружественных бактерий? Уж тогда честнее будет чистая гидропоника, но это не мой путь. На самом деле альтернатива проста. Я вынесла таз с землей на балкон и оставила там дней на пять. А 15-градусный мороз сделал свое дело. На мой взгляд, у такого промораживания сплошные преимущества перед пропариванием. Личинки грибных комариков или еще каких-нибудь вредных насекомых гарантированно погибнут, потому что земля в тазу или пакете, естественно, промерзает насквозь. Часть микроорганизмов, конечно, тоже погибнет, но какие-то сохранятся или оставят споры. После оттаивания в теплой комнате бактерии восстановят свою численность за несколько дней, а чтобы ускорить процесс, можно полить оттаявшую землю раствором любой ЭМ-жидкости («Байкал», «Сияние», «Возрождение» — что больше нравится, я пользуюсь «Байкалом»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий